Цифровая
система
Транспозиция
основных тональностей
Тональности |
Мажорная тональность |
|
|
|
|
Минорная тональность |
|
ступени |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ДО мажор – ЛЯ минор |
С |
D |
E |
F |
G |
A |
B |
ДО # мажор – ЛЯ # минор |
С# |
D# |
F |
F# |
G# |
A# |
C |
РЕ мажор – СИ минор |
D |
E |
F# |
G |
A |
B |
C# |
МИ b
мажор – ДО минор |
Eb |
F |
G |
Ab |
Bb |
C |
D |
МИ мажор – ДО #
минор |
E |
F# |
G# |
A |
B |
C# |
D# |
ФА мажор – РЕ минор |
F |
G |
A |
Bb |
C |
D |
E |
ФА # мажор – РЕ # минор |
F# |
G# |
A# |
B |
C# |
D# |
F |
СОЛЬ мажор – МИ минор |
G |
A |
B |
C |
D |
E |
F# |
ЛЯ b мажор – ФА минор |
Ab |
Bb |
C |
Db |
Eb |
F |
G |
ЛЯ мажор – ФА # минор |
A |
B |
C# |
D |
E |
F# |
G# |
СИ b
мажор – СОЛЬ минор |
Bb |
C |
D |
Eb |
F |
G |
A |
СИ мажор – СОЛЬ # минор |
B |
C# |
D# |
E |
F# |
G# |
A# |
1. Всегда за 1 по умолчанию
берётся мажорная тональность.
параллелен 6m
2. Как правило
это минорный аккорд, следующий за тональностью 1 или 6m, параллелен 4. В случае
если 2 – мажор, то это интересный переходной аккорд, противоположный 5
3. Если 3 – мажор, то тогда он
противоположность 6m, если
минор, то
параллелен 5
4. В большинстве случаев – мажорный
аккорд, на моё ощущение «подъём». В случае если 4 – минор, то это «грустный»
нестандартный переходный аккорд
5. Также почти всегда мажорный
аккорд, противоположен 5
6. За 6m всегда принимается минорная
тональность
7. «Устаревший» переходный
аккорд, как правило, мажорный.
Противоположен 3.
А если 7 в «b», то тогда это очень
красивый нестандартный аккорд,
меняющий немного мажорную гамму в
ступени 7 и 7b и всегда
мажорный. Если 7 минорный,
то это уже что-то «грузинское» получается!
Формула минорного аккорда
(смотри выше) 3 полутона – 4 полутона – 5 полутонов
Формула мажорного аккорда
(смотри выше) 4 полутона – 3
полутона – 5 полутонов
Формула септ с пониженной 7 (смотри выше) 4 полутона
– 3 полутона – 3 полутонов
Формула мажорной гаммы (1-2-3-4-5-6-7-1)
ТОН-ТОН-полутон-ТОН-ТОН-ТОН-полутон
или
ТТ-½Т-
ТТТ -½Т
или
2Т-½Т-3Т-½Т
Т.е.
Между 1 и 2 два полутона = 1
тон
Между 2 и 3 тоже два
полутона = 1 тон
Между 3 и 4 (смотри на рис.)
только 1 полутон
Между 4-5, 5-6, 6-7 – по
тону
Между 7 и 1 опять только 1
полутон
Для примера сыграем гамму от
А (ля) с помощью расстояний и формулы: 2Т-½Т-3Т-½Т
(соответственно все аккорды
будут располагаться по гамме от 1 до 7!!!)